Термины ROPS / FOPS вы можете увидеть в описании моделей спецтехники, поставляемой как на рынок России, так и за рубежом — это стандарты пассивной безопасности, предназначенные для обеспечения защиты оператора / водителя / машиниста специальной техники при движении и выполнении работ.
Практически на любой стройке, дорожных работах или коммунальной уборке территории существует риск травмирования оператора специальной техники, даже при соблюдении всех стандартных условий техники безопасности. Модули безопасности ROPS / FOPS защищают оператора спецтехники от падения незакрепленных предметов, инструмента, а также того или иного оборудования, применяемого на стройплощадке, от столкновения с другой техникой в случае ДТП из-за сложных метеоусловий, ограниченной видимости или ошибок других водителей.
Оператор спецтехники может и сам допустить ошибки, угрожающие его жизни при выполнении штатных работ — превышение углов заезда, неумелая работа ковшом экскаватора, опасные углы подъема/поворота стрелы, перегруз ковша погрузчика / экскаватора, ошибки применения навесного оборудования (траншеекопатели, роторные снегоочистители, навесное грузоподъемное оборудование и тд).
Что такое стандарты ROPS, FOPS
Международная система стандартов ROPS и FOPS устанавливает нормативы конструирования и изготовления кабин спецтехники, а также элементов дополнительной защиты оператора.
Система ROPS — Roll-over Protection Structure — это рама безопасности, защищающая оператора спецтехники в случае опрокидывания машины. Защита стандарта FOPS — Falling-object Protective Structure — это усиленная крыша кабины, защищающая оператора от падения груза и каких-либо предметов сверху на кабину при работе.
ROPS / FOPS стали международным стандартом и сегодня сложно встретить спецтехнику, не отвечающую требованиям безопасности оператора, особенно в таких сегментах как фронтальные погрузчики, экскаваторы, гусеничные бульдозеры, краны и тд.
Пионером внедрения средств пассивной защиты оператора спецтехники стала компания Bobcat, впервые установившаяся на свои мини-погрузчики усиленные каркасы и защитные стекла, обеспечивающие безопасность водителя погрузчика.
По стандартам ROPS / FOPS для тяжелой спецтехники (фронтальные погрузчики, полноприводные тракторы, гусеничные и колесные экскаваторы), применяемой для работы с большими грузами, каркас кабины обязан быть изготовлен из массивных металлических конструкций (уголки, швеллера). У более легкой спецтехники (например, мини-погрузчики и вилочные погрузчики) каркас кабины может быть изготовлен из профилированной трубы.
Для определенных типов специальной техники помимо упрочненных стекол кабина оснащается дополнительно металлическими решетками по всему периметру, обеспечивая защиту оператора на 360°.
Виды спецтехники с кабинами по стандарту ROPS / FOPS
Аварийные ситуации могут случаться с любыми типами транспортных средств и специальной техники, но система ROPS и FOPS в первую очередь направлены на защиту кабин операторов следующих видов специальной техники:
- колесные экскаваторы;
- гусеничные экскаваторы;
- экскаваторы-погрузчики;
- тяжелые тракторы;
- трубоукладчики;
- фронтальные погрузчики;
- мини-погрузчики;
- грейдеры;
- гусеничные бульдозеры;
- дорожные катки;
- компакторы и уплотнители;
- тягачи скреперов;
- горнодобывающая техника.
Если вы следили за эволюцией конструкций кабин этих видов спецтехники, то могли заметить, насколько более защищенной стали кабины операторов. В США и Евросоюзе системами ROPS и FOPS начали оснащать и устаревшие модели специальной и сельхозтехники, что значительно снижает риск травм и/или гибели при опрокидывании тракторов.
Пассивная безопасность кабины спецтехники
Для защиты водителя / оператора при столкновении специальной техники с другими транспортными средствами или объектами / преградами, а также для защиты при опрокидывании кабины спецтехники оснащаются пассивными средствами безопасности, к которым в настоящее время можно отнести:
- ремни безопасности на кресле оператора;
- поперечные брусья жесткости в дверях и боковых панелях;
- усиленные и безосколочные стекла кабины;
- энергопоглощающие элементы конструкции рамы кабины;
- замена руля джойстиками, для защиты грудной клетки оператора;
- складывающаяся рулевая колонка;
- травмобезопасные педали.
Этот арсенал средств пассивной безопасности очень похож на элементы, обеспечивающие безопасность водителей и пассажиров в обычных легковых автомобилях, однако, к первым предъявляются более жесткие требования.
Что включают системы ROPS и FOPS для спецтехники
Система каркаса безопасности ROPS включает в себя арсенал конструктивных элементов, уменьшающих или совсем исключающих риск травм оператора спецтехники в случае опрокидывания на бок, управляемой им техники, параллельно с использованием ремня безопасности.
Каркас безопасности ROPS включает в себя: подрамник; монтажное устройство; палец, болт, упругий амортизатор, подвеску, используемые для крепления системы ROPS на раме машины. Практически вся современная спецтехника сходит с конвейера уже оборудованная местами крепления для системы ROPS.
Устанавливаемый на каркас безопасности ROPS навес FOPS выполняет роль защиты оператора от падения грузов, грунта, камней, горной породы, деревьев и каких-либо иных предметов на кабину сверху. Система FOPS включает в себя защитный навес, который крепится на крышу кабины спецтехники.
Обязательны ли системы ROPS и FOPS для спецтехники
В настоящее время установка систем безопасности ROPS и FOPS не является обязательной, и до сих пор некоторые производители спецтехники не всегда оснащают весь свой модельный ряд по этим стандартам! Однако, заказчики сами могут предъявлять собственные требования к закупаемой ими технике, в плане обеспечения безопасности операторов, а отдельные отрасли могут вводить обязательные условия установки ROPS и FOPS защиты на спецтехнику для сертификации на допуск к выполнению тех или иных работ. Например, горнодобывающая отрасль не допустит к работе специальную технику без систем FOPS/ROPS, проверенных на разрушение под прогнозируемыми механическими воздействиями на кабину оператора.
Стандарты FOPS и ROPS в России
Стандарт ROPS в России распространяется на спецтехнику и машины (согласно ГОСТ Р ИСО 6165), управляемые оператором в положении сидя, а именно:
- гусеничные тракторы и погрузчики;
- гусеничные бульдозеры (бульдозерное оборудование колесных тракторов);
- погрузчики с бортовым поворотом колес, экскаваторы-погрузчики;
- колесные промышленные тракторы;
- колесные погрузчики, колесные тракторы и их модификации, используемые для земляных работ;
- грейдеры и одноосные тягачи самоходных скреперов, цистерны для воды;
- землевозы с шарнирно-сочлененной рамой и с жесткой рамой;
- землевозы с донной, боковой и с задней разгрузкой, а также буксируемое оборудование с пятым колесом;
- дорожные катки, компакторы и другие уплотняющие машины.
Вся специальная техника, производимая на территории Российской Федерации обязана соответствовать техническим стандартам и требованиям, предъявляемым ГОСТ Р ИСО 6165 к защите оператора машины при опрокидывании.
Так, например, РосТехНадзор вправе наложить штраф на юридическое лицо и руководителя, а также закрыть деятельность карьера до устранения несоответствия используемой на карьерных работах спецтехники нормам пассивной безопасности операторов. Именно поэтому стоит внимательно изучать спецификации техники, закупаемой для работы, отдавая предпочтение машинам с защитой по стандартам ROPS и FOPS.
Маркировка ROPS / FOPS (требования к заводской табличке)
Спецтехника, оснащенная системами безопасности ROPS / FOPS, маркируется специальными шильдиками / табличками, поверхность которых должны оставаться чистыми, а текст на них читаемым на протяжении всего срок службы машины.
Информационная табличка должна располагаться в таком месте кабины, чтобы её легко было прочитать оператору, при этом место размещения шильдика ROPS должно быть защищено от воздействия неблагоприятных климатических факторов и механических воздействий при работе спецтехники.
Маркировка ROPS / FOPS должна включать следующую информацию:
- наименование предприятия-изготовителя каркаса безопасности и его адрес;
- идентификационный номер (если имеется) каркаса безопасности ROPS;
- марку машины (механизма), модели или серийный номер изделия, на которую установлен каркас ROPS;
- максимальную массу машины, при которой ROPS соответствует техническим требованиям защиты;
- номер стандарта безопасности ROPS.
Интересно, а есть статистика о том, сколько жизней трактористов, водителей и операторов различной специальной техники спасают данные стандарты безопасности? Было бы интересно отследить динамику летальности несчастных случаев до внедрения ROPS / FOPS и после
Недавно в Швеции были исследования на тему безопасности водителей спецтехники, оборудованной ROPS / FORS системами — как только уровень внедрения ROPS в той или иной компании 75–80%, уровень смертности от опрокидывания снижается почти до нуля. В США, например, с 1993 года по 2006 года процент специальной техники, оснащенной ROPS вырос с 38% до 59%. Если темпы внедрения систем безопасности сохранятся, что уже к 2028 году смертность водителей при опрокидывании тракторов и других машин приблизится к нулю.
Эти системы защиты водителей действительно настолько сильно снижают травматизм и смертность при инцидентах на спецтехнике?
Да, эти комплексы безопасности на самом деле кардинально снижают уровень травматизма и смертности операторов / водителей специальной техники! Де факто наличие на кабине РОПС и ФОПС становится отраслевым стандартом!