Трактор МТЗ-50, более известный как «Беларусь», благодаря своим ТТХ, надежности и низкой стоимости обслуживания, стал одной из ключевых моделей советской сельскохозяйственной техники, выпускавшейся с 1962 по 1985 годы. Оснащенный атмосферным дизельным двигателем Д-50 мощностью 55 л.с., эта сельхозмашина предназначена для различных сельхозработ и отличается простотой конструкции и надежностью.
Модификация МТЗ-52 с полным приводом повышает проходимость трактора и позволяет работать на сложном рельефе и на мягких почвах. Обе модели трактора имеет механическую коробку передач с 7 передачами вперед и 2 передачами заднего хода, позволяющими регулировать скорость от 1.56 до 25.80 км/ч км/ч. Двигатель рассчитан на 5000 моточасов без капитального ремонта, что придает трактору МТЗ-50 долговечность и надежность, востребованные в небольших фермерских хозяйствах.
Размеры и габариты
Модель трактора | МТЗ 50 | МТЗ 52 |
---|---|---|
Габаритная длина | 3815 мм | 3930 мм |
Габаритная ширина | 1970 мм | 1970 мм |
Габаритная высота по кабине | 2485 мм | 2485 мм |
Колесная база | 2370 мм | 2450 мм |
Ширина колеи (регулировка бесступенчато) | 1200 — 1800 мм | 1200 — 1800 мм |
Дорожный просвет (под ведущим передним мостом) | 590 мм | 590 мм |
Дорожный просвет (под задним мостом) | 465 мм | 465 мм |
Радиус разворота (с торможением) | 2500 мм | 2700 мм |
Весовые характеристики
Модель трактора | МТЗ 50 | МТЗ 52 |
---|---|---|
Эксплуатационная масса | 3040 кг | 3120 кг |
Масса двигателя ММЗ Д-50 (незаправленного) | 410 кг | 410 кг |
Балластные грузы (каждый), 10 шт | 20 кг | 20 кг |
Двигатель
Число цилиндров | 4 |
Производитель мотора | Минский моторный завод |
Модель двигателя | ММЗ Д-50 |
Полная мощность двигателя | 44.1 кВт (60 л.с) |
Полезная мощность двигателя | 40.5 кВт (55 л.с) |
Измерение мощности при | 1700 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 255 Нм |
Измерение крутящего момента при | 1000 об/мин |
Рабочий объем | 4.75 л. |
Диаметр цилиндра | 110 мм |
Ход поршня | 125 мм |
Степень сжатия | 16 |
Подача воздуха в двигатель | Дизельный безнаддувный |
Удельный расход топлива | 195 г/л. с. ч. |
Фильтры
Масляный фильтр | Центробежный масляный фильтр с центрифугой |
Воздушный фильтр | Комбинированный воздухоочиститель: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром |
Топливный фильтр | Фильтр грубой очистки с конусом и успокоителем + фильтр тонкой очистки топлива с 3 сменными фильтрующими элементами из хлопчатобумажной пряжи или бумажные (БФДТ) |
Электрическая система
Напряжение бортовой сети | 12 В |
Генератор | 400 Вт (Г304-А1) |
Стартер | 4.5 л.с. (СТ-212) |
Аккумуляторная батарея | 2х 6 В, 195 Ач, 3-СТ-195 ЭМЗ (опция: 1х 12 В, 45 Ач, 6ТСТ-45 ЭМС) |
Трансмиссия МТЗ 50 / МТЗ 52
Тип трансмиссии | Механическая трансмиссия с 9 передачами вперед и 2 назад, понижающим редуктором, удваивающим число передач |
Муфта сцепления | Фрикционная, однодисковая, сухая, постоянно замкнутая муфта сцепления. Диаметр ведомого диска 325 мм |
Главная передача | Коническая передача, со спиральными зубьями, передаточное число 3,42 (41 и 12 зубьев) |
Конечные передачи | Пара цилиндрических шестерен с прямыми зубьями, передаточное число 5,308 (69 и 13 зубьев) |
Дифференциал | Конический дифференциал, с 4 сателлитами закрытого типа |
Механизм блокировки дифференциала | Две кулачковые муфты (подвижная и неподвижная), блокирующие полуоси задних колес при нажатии на педаль. Блокировка выключается автоматически под действием пружины при снятии ноги с педали |
Рабочая тормозная система | Дисковые тормоза, сухого типа на ведущих шестернях конечных передач |
Скорости / передачи
Передача | Скорость | Тяговое усилие |
---|---|---|
1-я передача | 1.56 км/ч | 1400 кгс |
2-я передача | 2.65 км/ч | 1400 кгс |
3-я передача | 5.60 км/ч | 1400 кгс |
4-я передача | 6.85 км/ч | 1400 кгс |
5-я передача | 8.15 км/ч | 1150 кгс |
6-я передача | 9.55 км/ч | 950 кгс |
7-я передача | 11.70 км/ч | 750 кгс |
8-я передача | 13.85 км/ч | 600 кгс |
9-я передача | 25.80 км/ч | 250 кгс |
1-я задняя передача | 3.31 км/ч | — |
2-я задняя передача | 5.62 км/ч | — |
Ходовая часть / мосты
Модификация МТЗ-52 с полным приводом оснащена двумя ведущими мостами, что значительно улучшает проходимость и устойчивость на пересеченной местности. Она особенно актуальна для использования на целинных землях и тяжёлых грунтах, где требуется дополнительное сцепление.
Колесная формула | МТЗ 50 — 4К2 (задние колеса ведущие, передние колеса — направляющие). МТЗ 52 — 4К4 (задние и передние колеса ведущие, передние колеса — направляющие) |
Передний мост | МТЗ 50 — Литая трубчатая балка с клеммовым зажимом, угол качания 10°. МТЗ 52 — передний ведущий мост с приводом от раздаточной коробки при помощи двух карданных валов через промежуточную спору. Балка, качающаяся в проушинах переднего бруса и опирающаяся на витые пружины в редукторах конечных передач. Главная передача коническая, со спиральным зубом |
Задний мост | МТЗ 50 — Задний ведущий мост с главной передачей, конечными передачами и дифференциалом, который блокируется муфтой с гидроприводом, связанным с управлением ГУР. МТЗ 52 — задний ведущий мост с главной передачей, конечными передачами и дифференциалом, который блокируется муфтой с гидроприводом, связанным с управлением ГУР |
Размер передних колес | МТЗ 50 — 200-508 (7,5-20″), давление 1.7-2.5 кгс/см2. МТЗ 52 — 210-508 (8,3/8-20″), давление 1.4-2.5 кгс/см2 |
Размер задних колес | МТЗ 50 — 330-965 (13,6/12-38″), давление 1.0-1.4 кгс/см2. МТЗ 52 — 330-965 (13,6/12-38″), давление 1.0-1.4 кгс/см2 |
Раздаточная коробка — редуктор, с цилиндрическими шестернями, муфтой свободного хода. Универсальные карданные валы с игольчатыми подшипниками в шарнирах.
ВОМ и ТСУ
Модель трактора | МТЗ 50 | МТЗ 52 |
---|---|---|
Тип вала отбора мощности | Задний вал отбора мощности с независимым или синхронным приводом | Задний вал отбора мощности с независимым или синхронным приводом |
Редуктор ВОМ | Планетарный редуктор заднего вала отбора мощности | Планетарный редуктор заднего вала отбора мощности |
Независимый ВОМ | 562 об/мин | 562 об/мин |
Синхронный ВОМ | 3.5 оборота на 1 метр пути | 3.5 оборота на 1 метр пути |
Боковой ВОМ | 562 об/мин с приводом от коробки передач (опционально) | 562 об/мин с приводом от коробки передач (опционально) |
Тип сцепки | Прицепной гидрокрюк | Прицепной гидрокрюк |
Гидравлика МТЗ 50 / 52
Тип гидравлической системы | Раздельно-агрегатная гидросистема с увеличителем сцепного веса |
Тип насоса | Шестеренчатый насос правого вращения НШ-32УП ГОСТ 8753-58 |
Производительность гидронасоса | 40 л/мин |
Рабочее давление в гидросистеме | 9800 кПа (100 кгс/кв.см) |
Давление предохранительного гидроклапана | 12750 кПа (130 кгс/кв.см) |
Грузоподъемность гидросистемы | 800 кгс (на высоте 1500 мм от оси задних колес) |
Количество раздельно управляемых цилиндров | 3 |
Объемы заправочных жидкостей
Емкость топливного бака | 100 л. |
Объем моторного масла (вместе с фильтром) | 12 л. |
Объем системы охлаждения двигателя | 20 л. |
Объем масла для коробки передач | 40 л. |
Объем масла для корпуса переднего ведущего моста | 1.7 л |
Объем масла для корпуса колесных редукторов переднего ведущего моста | 2х 1.7 л |
Объем масла для корпуса верхней конической опоры колесного редуктора | 2х 0.3 л |
Объем масла для промежуточной опоры карданного вала | 0.15 л |
Емкость гидроусилителя руля | 6 л. |
Емкость картера топливного насоса | 0.2 л. |
Емкость гидравлической системы (включая гидробак) | 20.5 л. |
Задний мост включает механизмы тормозов и вал отбора мощности (ВОМ), который используется для привода навесного оборудования. Гидравлическая система трактора — раздельно-агрегатная: её насос приводится от двигателя, а распределитель и гидроувеличитель сцепного веса добавляют удобства в управлении навесными агрегатами.
Оба трактора МТЗ-50 / 52 имеют регулируемую колею от 1200 до 1800 мм, что позволяет адаптироваться под различные виды культур и агротехнические задачи. Задние колёса трактора большого диаметра обеспечивают хорошее сцепление и проходимость в условиях рыхлой или влажной почвы, а передние колёса способствуют манёвренности и лёгкости управления.
МТЗ-50 трактор идеально подходит для мелких фермерских хозяйств и небольших сельскохозяйственных предприятий, предоставляя удобные условия эксплуатации, простоту в обслуживании, и ремонтопригодность, особенно в сравнении с более сложными современными моделями тракторов.