Трактор МТЗ-80 «Беларусь», выпуск которого начался в 1974 году Минским тракторным заводом, стал одним из самых популярных тракторов в Советском Союзе. Оснащенный дизельным двигателем ММЗ Д-240, он обладал мощностью 80 л.с., что обеспечивало хорошие технические характеристики для выполнения сельскохозяйственных и коммунальных работ.
В настоящее время выпускаются обновленные версии МТЗ 80.1 с двигателем ММЗ Д-234S2, усиленной кабиной и пластиковой облицовкой.
Дизельный двигатель Д-240 отличался высокой выносливостью и простотой в обслуживании, а с учетом того, что трактор МТЗ-80 был многофункциональным, мог использоваться с различными навесными и прицепными агрегатами, и стал эталоном надежности благодаря своим ТТХ, устойчивой и неприхотливой конструкции. Трактор МТЗ-80 имеет механическую коробку передач с 9 передними и 2 задними скоростями, что позволяет ему развивать скорость до 33 км/ч.
Размеры и габариты
Габаритная длина | 3815 мм |
Габаритная ширина | 1970 мм |
Габаритная высота по кабине | 2485 мм |
Колесная база | 2370 мм |
Ширина колеи передних колес (регулировка по 50 мм) | 1200 мм — 1800 мм |
Ширина колеи задних колес (регулировка бесступенчато) | 1300 мм — 1800 мм |
Дорожный просвет (под задним мостом) | 470 мм |
Радиус разворота | 2500 мм |
Весовые характеристики
Эксплуатационная масса | 3000 кг |
Масса двигателя ММЗ Д-240 (незаправленного) | 430 кг |
Вес аккумулятора ЗСТ-215ЭМ (без электролита) | 34 кг |
Балластные грузы (каждый), 10 шт | 20 кг |
Двигатель
Число цилиндров | 4 |
Производитель мотора | Минский моторный завод |
Модель двигателя | ММЗ Д-240 |
Рабочий объем | 4.75 л. |
Полная мощность двигателя | 58.8 кВт (80 л.с) |
Измерение мощности при | 2200 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 300 Нм |
Удельный расход топлива | 190 г/л. с. ч. |
Диаметр цилиндра | 110 мм |
Ход поршня | 125 мм |
Степень сжатия | 16 |
Подача воздуха в двигатель | 4-х тактный, дизельный, безнаддувный |
Масляный фильтр | Центробежный масляный фильтр |
Топливный фильтр | Фильтр грубой очистки + фильтр тонкой очистки топлива |
Воздушный фильтр | Центробежно-инерционный воздухоочиститель |
Электрическая система
Напряжение бортовой сети | 12 В |
Генератор | 400 Вт |
Стартер | 4.5 л.с |
Аккумуляторная батарея | 2х 6 В, 215 Ач |
Трансмиссия МТЗ 80
Тип трансмиссии | Механическая трансмиссия с 9 передачами вперед и 2 назад, понижающим редуктором, удваивающим число передач (передаточное число 1,36) |
Муфта сцепления | Фрикционная, однодисковая, сухая, постоянно замкнутая муфта сцепления |
Главная передача | Коническая передача, со спиральными зубьями, передаточное число 3,42 |
Конечные передачи | Пара цилиндрических шестерен, передаточное число 5,308 |
Дифференциал | Конический, с 4 сателлитами и блокировкой фрикционными муфтами, управляемыми от гидроусилителя руля |
Рабочая тормозная система | Дисковые тормоза, сухие, установлены на ведущих шестернях конечных передач |
Скорости / передачи
Передача | без понижающего редуктора | с понижающим редуктором |
---|---|---|
1-я передача | 2.50 км/ч | 1.89 км/ч |
2-я передача | 4.26 км/ч | 3.22 км/ч |
3-я передача | 7.24 км/ч | 5.48 км/ч |
4-я передача | 8.90 км/ч | 6.73 км/ч |
5-я передача | 10.54 км/ч | 7.97 км/ч |
6-я передача | 12.33 км/ч | 9.33 км/ч |
7-я передача | 15.15 км/ч | 11.46 км/ч |
8-я передача | 17.95 км/ч | 13.57 км/ч |
9-я передача | 33.38 км/ч | 25.25 км/ч |
1-я задняя передача | 5.26 км/ч | 3.98 км/ч |
2-я задняя передача | 8.97 км/ч | 6.78 км/ч |
Ходовая часть / мосты
Колесная формула | 4К2 (задние колеса ведущие, передние направляющие) |
Тип колес | С пневматическими шинами низкого давления |
Размер передних колес | 200-508 |
Размер задних колес | 330-965 |
Передний мост | Передний неведущий мост с углом качания 9° |
Задний мост | Задний ведущий мост с главной передачей, конечными передачами и дифференциалом, который блокируется муфтой с гидравлическим приводом, связанным с управлением гидроусилителем руля |
ВОМ и ТСУ
Тип вала отбора мощности | Задний вал отбора мощности комбинированный двухскоростной, с независимым или синхронным приводом |
Задний ВОМ независимый I | 540 об/мин |
Задний ВОМ независимый II | 1000 об/мин |
Задний ВОМ зависимый синхронный | 3.5 оборота на 1 метр пути |
Редуктор ВОМ | Планетарный редуктор заднего вала отбора мощности с передаточным числом 1,47 |
Тип сцепки | Гидрофицированный прицепной крюк 80-2807010 (гидрокрюк) |
Гидравлика МТЗ 80
Тип гидравлической системы | Универсальная раздельно-агрегатная гидравлическая система |
Тип насоса | Шестеренчатый гидронасос |
Производительность гидронасоса | 45 л/мин |
Рабочее давление в гидросистеме | 12000 кПа |
Давление предохранительного гидроклапана | 16000 кПа |
Количество раздельно управляемых цилиндров | 3 |
Грузоподъемность (на высоте 1500 мм от оси задних колес) | 800 кгс |
Объемы заправочных жидкостей
Емкость топливного бака | 120 л. |
Объем моторного масла (вместе с фильтром) | 12 л. |
Объем системы охлаждения двигателя | 20 л. |
Объем масла для коробки передач | 40 л. |
Емкость гидравлической системы (включая гидробак) | 22 л. |
Емкость гидроусилителя руля | 6 л. |
Емкость картера топливного насоса | 0.2 л. |
Универсальность и простота трактора МТЗ 80 стали причиной его небывалой популярности в сельском хозяйстве и в сфере ЖКХ, в некоторых регионах эта техника до сих пор выполняет самый широкий спектр задач и легко обслуживается благодаря простой конструкции.
Благодаря заднему приводу и малому радиусу разворота он удобен для работы на ограниченных площадях, при этом трактор совместим с широким ассортиментом навесного сельскохозяйственного оборудования, что повышает его функциональность. Запас прочности узлов и агрегатов данной техники позволяют использовать её в разных климатических условиях.
Рабочая масса трактора составляет около 3,1 тонны, а благодаря простоте конструкции, высокой ремонтопригодности, низким ценам на запасные части и возможности работы с различным навесным оборудованием, МТЗ-80 остаётся востребованным и по сей день.