Трактор МТЗ-80 «Беларусь», выпуск которого начался в 1974 году Минским тракторным заводом, стал одним из самых популярных тракторов в Советском Союзе. Оснащенный дизельным двигателем ММЗ Д-240, он обладал мощностью 80 л.с., что обеспечивало хорошие технические характеристики для выполнения сельскохозяйственных и коммунальных работ.
В настоящее время выпускаются обновленные версии МТЗ 80.1 с двигателем ММЗ Д-234S2, усиленной кабиной и пластиковой облицовкой.

Дизельный двигатель Д-240 отличался высокой выносливостью и простотой в обслуживании, а с учетом того, что трактор МТЗ-80 был многофункциональным, мог использоваться с различными навесными и прицепными агрегатами, и стал эталоном надежности благодаря своим ТТХ, устойчивой и неприхотливой конструкции. Трактор МТЗ-80 имеет механическую коробку передач с 9 передними и 2 задними скоростями, что позволяет ему развивать скорость до 33 км/ч.

Размеры и габариты
Габаритная длина |
3815 мм |
Габаритная ширина |
1970 мм |
Габаритная высота по кабине |
2485 мм |
Колесная база |
2370 мм |
Ширина колеи передних колес (регулировка по 50 мм) |
1200 мм — 1800 мм |
Ширина колеи задних колес (регулировка бесступенчато) |
1300 мм — 1800 мм |
Дорожный просвет (под задним мостом) |
470 мм |
Радиус разворота |
2500 мм |
Весовые характеристики
Эксплуатационная масса |
3000 кг |
Масса двигателя ММЗ Д-240 (незаправленного) |
430 кг |
Вес аккумулятора ЗСТ-215ЭМ (без электролита) |
34 кг |
Балластные грузы (каждый), 10 шт |
20 кг |
Двигатель
Число цилиндров |
4 |
Производитель мотора |
Минский моторный завод |
Модель двигателя |
ММЗ Д-240 |
Рабочий объем |
4.75 л. |
Полная мощность двигателя |
58.8 кВт (80 л.с) |
Измерение мощности при |
2200 об/мин |
Максимальный крутящий момент |
300 Нм |
Удельный расход топлива |
190 г/л. с. ч. |
Диаметр цилиндра |
110 мм |
Ход поршня |
125 мм |
Степень сжатия |
16 |
Подача воздуха в двигатель |
4-х тактный, дизельный, безнаддувный |
Масляный фильтр |
Центробежный масляный фильтр |
Топливный фильтр |
Фильтр грубой очистки + фильтр тонкой очистки топлива |
Воздушный фильтр |
Центробежно-инерционный воздухоочиститель |

Электрическая система
Напряжение бортовой сети |
12 В |
Генератор |
400 Вт |
Стартер |
4.5 л.с |
Аккумуляторная батарея |
2х 6 В, 215 Ач |
Трансмиссия МТЗ 80
Тип трансмиссии |
Механическая трансмиссия с 9 передачами вперед и 2 назад, понижающим редуктором, удваивающим число передач (передаточное число 1,36) |
Муфта сцепления |
Фрикционная, однодисковая, сухая, постоянно замкнутая муфта сцепления |
Главная передача |
Коническая передача, со спиральными зубьями, передаточное число 3,42 |
Конечные передачи |
Пара цилиндрических шестерен, передаточное число 5,308 |
Дифференциал |
Конический, с 4 сателлитами и блокировкой фрикционными муфтами, управляемыми от гидроусилителя руля |
Рабочая тормозная система |
Дисковые тормоза, сухие, установлены на ведущих шестернях конечных передач |
Скорости / передачи
Передача |
без понижающего редуктора |
с понижающим редуктором |
1-я передача |
2.50 км/ч |
1.89 км/ч |
2-я передача |
4.26 км/ч |
3.22 км/ч |
3-я передача |
7.24 км/ч |
5.48 км/ч |
4-я передача |
8.90 км/ч |
6.73 км/ч |
5-я передача |
10.54 км/ч |
7.97 км/ч |
6-я передача |
12.33 км/ч |
9.33 км/ч |
7-я передача |
15.15 км/ч |
11.46 км/ч |
8-я передача |
17.95 км/ч |
13.57 км/ч |
9-я передача |
33.38 км/ч |
25.25 км/ч |
1-я задняя передача |
5.26 км/ч |
3.98 км/ч |
2-я задняя передача |
8.97 км/ч |
6.78 км/ч |
Ходовая часть / мосты
Колесная формула |
4К2 (задние колеса ведущие, передние направляющие) |
Тип колес |
С пневматическими шинами низкого давления |
Размер передних колес |
200-508 |
Размер задних колес |
330-965 |
Передний мост |
Передний неведущий мост с углом качания 9° |
Задний мост |
Задний ведущий мост с главной передачей, конечными передачами и дифференциалом, который блокируется муфтой с гидравлическим приводом, связанным с управлением гидроусилителем руля |
ВОМ и ТСУ
Тип вала отбора мощности |
Задний вал отбора мощности комбинированный двухскоростной, с независимым или синхронным приводом |
Задний ВОМ независимый I |
540 об/мин |
Задний ВОМ независимый II |
1000 об/мин |
Задний ВОМ зависимый синхронный |
3.5 оборота на 1 метр пути |
Редуктор ВОМ |
Планетарный редуктор заднего вала отбора мощности с передаточным числом 1,47 |
Тип сцепки |
Гидрофицированный прицепной крюк 80-2807010 (гидрокрюк) |

Гидравлика МТЗ 80
Тип гидравлической системы |
Универсальная раздельно-агрегатная гидравлическая система |
Тип насоса |
Шестеренчатый гидронасос |
Производительность гидронасоса |
45 л/мин |
Рабочее давление в гидросистеме |
12000 кПа |
Давление предохранительного гидроклапана |
16000 кПа |
Количество раздельно управляемых цилиндров |
3 |
Грузоподъемность (на высоте 1500 мм от оси задних колес) |
800 кгс |

Объемы заправочных жидкостей
Объем топливного бака |
120 л. |
Объем моторного масла (вместе с фильтром) |
12 л. |
Объем системы охлаждения двигателя |
20 л. |
Объем масла для коробки передач |
40 л. |
Емкость гидравлической системы (включая гидробак) |
22 л. |
Емкость гидроусилителя руля |
6 л. |
Емкость картера топливного насоса |
0.2 л. |
Универсальность и простота трактора МТЗ 80 стали причиной его небывалой популярности в сельском хозяйстве и в сфере ЖКХ, в некоторых регионах эта техника до сих пор выполняет самый широкий спектр задач и легко обслуживается благодаря простой конструкции.

Благодаря заднему приводу и малому радиусу разворота он удобен для работы на ограниченных площадях, при этом трактор совместим с широким ассортиментом навесного сельскохозяйственного оборудования, что повышает его функциональность. Запас прочности узлов и агрегатов данной техники позволяют использовать её в разных климатических условиях.

Рабочая масса трактора составляет около 3,1 тонны, а благодаря простоте конструкции, высокой ремонтопригодности, низким ценам на запасные части и возможности работы с различным навесным оборудованием, МТЗ-80 остаётся востребованным и по сей день.